turksinema

Россериал

Новоначальным

крест   logo-textlogo-text  logo-text

Научись молиться и молись.

Вот нам говорят - молись. А все ли мы знаем следующую простую вещь: нужно знать, как надо молиться? Знаем ли мы, что молитвой можно нанести себе огромный вред? Повредить свою душу настолько, что отвратить себя от Бога и прервать всякое общение с Ним?

  1. Как молиться Как молиться ?
  2. Когда молиться Когда молиться ?
  3. Обязательно посоветуйся со священником Обязательно посоветуйся со священником .
  4. Иисусова молитва Иисусова молитва .
  5. А зачем молиться А зачем молиться ?
  6. МолисьМолись.

1. Как молиться?

Вот нам говорят - молись. А все ли мы знаем следующую простую вещь: нужно знать, как надо молиться? Знаем ли мы, что молитвой можно нанести себе огромный вред? Повредить свою душу настолько, что отвратить себя от Бога и прервать всякое общение с Ним?

Твёрдо запомни, что на молитве запрещено искать каких бы то ни было благодатных состояний. Молись так:

  • внимательно, заключив свой ум в слова молитвы, потому что нельзя молиться, не слушая того, что произносишь;
  • с благоговением и страхом, потому что ты обращаешься к Богу и предстоишь перед Ним;
  • с сокрушением сердечным, - иначе о чем же тогда молить!, нельзя молиться, не переживая в себе того, о чем молишь;
  • а чтобы все это у тебя получилось - молись неспешно .

Представь, что к тебе на вокзале подошел человек, и, равнодушно глядя мимо тебя, быстро-быстро скороговоркой несколько раз повторил: "УкралиденьгидокументынеосталосьнаобратныйбилетпомогитекточемможетХристаради" И требовательно протянул к тебе руку, ожидая денег, уверенный, что отказа не будет и ему должны сотворить милость. Что ты подумаешь о таком человеке? Ленивый наглый лицедей? Каково было бы к нему твое отношение?
А ведь к Богу мы не стесняемся обращаться подобным образом. Существует даже кощунственный, безобразный термин "вычитать молитвы". Это какому же богу такое надо? Что, Господу наши слова нужны? "Дай мне сердце свое, сыне" - говорит Он, а мы чем хотим отделаться? Словами. Да еще побыстрей-побыстрей, чтобы скорее вернуться к своим делам, с ощущением, однако, что мы исполнили положенное, и мы молодцы. Вычитали по-быстрому, и дело в шляпе, и спасение в кармане.

Thumbnail image Душа молитвы - внимание. Сосредоточься весь на том, чтобы понимать каждое произносимое тобой слово и что вместе эти слова значат. А более ничего достигать тебе не надо. Если потребно, перед молитвенным стоянием изучи молитвы на предмет понимания, о чем они, к кому они. Если надо, спроси более опытных, что какое слово означает. Молясь, заключи свой ум в слова молитвы, и никуда его не выпускай. Если почувствуешь, что ум отвлекся, верни его силой назад. Вернись к тем словам молитвы, когда внимание к ней еще не было потеряно, и продолжи вновь с того места. Пример: тебе надо было три раза сказать "Господи, помилуй!" Если ты увидел за собой, что произносишь эти слова одним языком, не молясь, а ум твой занят другим, сейчас же останови свой язык, попроси прощения у Бога, и вернись к началу молитвы. И так всякий раз. При этом даже не ставь себе задачей исполнить молитвенное правило из молитвослова для мирян до конца - это тебе может оказаться и не по силам. Ставь себе задачей оставаться на молитве в полном внимании и ясном умне, не допуская рассеяния. Рассеялся - сосредоточься. Лучше пусть твоя молитва будет короче, но ты произнесешь ее, отдавая себе в ней отчет, а не как механическая трещотка, думая в это время о своем. Лучше пять слов умом, чем тьмы - языком. Перед молитвой выдели себе на нее определенное время, например, двадцать пять минут, хотя бы и будильник поставь, но становись на молитву забыв обо всяком времени, для того и будильник нужен. Возвращайся назад, чтобы победить рассеянность, столько раз, сколько потребуется. Со временем, ум твой поймет и полюбит благо внимания и уже не захочет молиться рассеянно. Получив навык сосредоточения, ты все меньше будешь возвращаться назад, и в отведенное себе время возможешь совершишь должное правило. А потом (может быть, может быть!) твое правило можно будет и увеличить.

Понимай, что на молитве ты предстоишь Самому Богу. Лично, один на Один, ты и Он. Ты обращаешься к Творцу всяческих, виновнику всякого бытия, создавшему все вокруг и к своему Создателю. Пошедшему за тебя на смерть и теперь терпящему твою неблагодарность, твое зло, распутство и надругательство, но не оставившего тебя, хотя ты оставил Его. Вот к Кому ты обращаешься. При этом категорически и безисключительно запрещено воображать себе на молитве ангелов, святых, Божью Матерь, Бога. Молясь, просто знай, что Бог - есть, но не пытайся себе Его представить. Ум на молитве должен быть б е з в и д е н - это абсолютное правило. Икона просто напоминает тебе о Боге, Матери Божией и святых Его и ангелах. Попытки такого воображения приводят к прелести. Твоя задача - обратиться ко Господу и принести Ему свое сердце, а не возбуждать в себе нервно-психическое расстройство. А то так и стигматы недолго заработать - подобно тому, как в гипнотическом трансе гипнотизер прикладывает к руке карандаш, внушая, что это зажженая сигарета, и ожог действительно возникает. Не занимайся самовнушением, не загони себя в измененное состояние сознания, блюди свой ум и сохрани на молитве его ясность, а не отрывайся от действительности и не витай в облаках. Ты, вот здесь и сейчас - пред Богом.

Не жди от молитвы ничего особенного, не ищи на молитве каких-то особенных состояний или ощущений - это было бы широким шагом к прелести. Если во время молитвы тебе померещится какой-то свет или тепло, или чье-то присутствие, отринь это от себя, сосредоточься на словах молитвы, взывая к Господу о помиловании. Не Святой Дух тебя посетил, не дорос ты еще. Когда дорастешь? Преподобный Серафим Саровский на воздухе молился, - вот это и пусть будет для тебя критерием.

Поначалу ты будешь молиться чужими словами. Зачем, спрашивается, чужими, своих слов что ли нет? В том-то все и дело, что и вправду нет. Да и откуда им бы взяться? Наши православные молитвы - это переданный нам святыми отцами из глубины веков вопль, выражающий их духовное состояние. Не зная, не испытывая этого состояния, откуда ты возмешь слова? Сначала пойми, какие переживания, какой духовный опыт породил предлагаемые тебе молитвы. Для этого молись из сердца, так, как будто это твои собственные слова. А потом, через год, а может и через пять, опытно познав и пережив, что такое есть сокрушение сердечное, к тебе придут слова твои собственные - но не как слова именно, а как выражение своего, а незаемного теперь покаяния.

Обрати особое внимание и придерживайся неукоснительно (!) следующего правила: молитва должна быть неспешной. Да и как можно спешить, имея пред собою настолько великие задачи? Это уже не молитва получится, а так, выражаясь модным околохристианским словечком, - молитвословие одно. То есть болтание языком, виляние рукой и кивание пред святыми иконами. Был случай, один древний инок увидел у себя в келье перед иконами беса. Коренастого, приземистого, отвратительного, с огромной безобразной головой как горшок. Бес быстро-быстро, с очень большой скоростью, бормотал слова псалмов. "Да неужто ты молишься?" - поразился инок. "Нет," - был ответ, - "я надругаюсь над молитвой," - сказал бес и исчез.

Если можешь, ничего не проси у Бога, никаких благ земных. Как мы обычно молимся? Мол, Господи, дай мне то, дай сё, дай вот это и вот это... Коротко говоря, Господи, дай мне блага. Сам Ты мне не нужен, мне нужны блага, которые Ты можешь дать. Вот и дай, а Сам отойди, отойди пока... потом как-нибудь.
Все, что потребно для твоей молитвы, заключено в молитвослове для мирянина, и ничего сверх того не надобно. Единственное исключение - просить для других. Вот это можно. А особенно - просить за умерших: родных, близких, друзей, благодетелей, - это будет твоей реальной помощью усопшим, которые сейчас беспомощны. Только не увлекайся и не воображай себя молитвенником за весь мир. Немногие святые могли себе такое позволить, позаботься сначала о своей душе. Не уподобляйся сапожнику без сапог или блудному проповеднику нравственности, кто ты такой, чтобы просить за весь мир? Количественное соотношение тех и других молитв ты найдешь во все том же православном молитвослове для мирян.

Еще один жизненно важный момент.
Мы ведь как хотим получить какой бы то ни было результат? Да очень просто, в идеале - без утруждения себя. С молитвой это не пройдет. Чтобы молитва была действенной, утруждай себя жизнью по заповедям. Никакого прока не будет, если молитва не будет сопровождаться постом. Постом в широком смысле, то есть воздержанием от гнева, страсти, лени, вовровства, лукавства, зависти, а не только воздержанием от пищи. Пост - это не диета.
Помимо этого, человек - это не одна его душа, человек состоит в том числе и из тела тоже. Поэтому не надо молиться, лежа на подушках (исключение - болезнь). Молись стоя. Лучше перед святыми образами. Не бойся лишний раз поклониться или встать на колени. Стой не в развязной позе, а по стойке смирно, как подобает стоять пред Царем всего. Молитвы покуривая не получится. Отцы говорили так: "Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва - без души" (святой Исаак Сирский). Молитва, которая не соединена с утруждением души, оказывается бессильной. Мало того. Молитва, которая не соединена с утруждением тела, оказывается бесплодной.
Молитва без утруждения души и тела - бессильна и бесплодна.

2. Когда молиться?

А всегда, когда можешь. Минимально - по правилу преп. Серафима Саровского. Утром, в обед и вечером по три раза "Отче наш..." и "Богородице, Дево, радуйся...", и один раз Символ Веры. А в перерывах между этим Иисусову молитву, сколько сможешь. Практикой православной жизни установлены утренние и вечерние молитвы, их ты найдешь в православном молитвослове. Но в любом случае посоветуйся со священником.

научи дурака богу молиться,
он себе лоб расшибет

3. Обязательно посоветуйся со священником.

Святитель Игнатий Брянчанинов советует, что "... Количество молитвы определяется для каждого образом его жизни и количеством сил его, душевных и телесных. Две лепты вдовицы, принесенные ею в церковь и составлявшие все имение ее, оказались на весах правосудного Бога б о льшими, нежели значительные приношения богатых от избытков их. Так суди и о молитве: назначь себе количество ее соответственно силам твоим, помня премудрое наставление великого наставника подвижников: "Если ты понудишь тело немощное на дела, превышающие силы его, то этим влагаешь в душу твою помрачение и приносишь ей смущение, а не пользу" (святой Исаак Сирский)".

Ух какие замечательные слова говорят святые церкви, правда?! Как теперь хорошо и на душе легко; мы не молимся потому, оказывается, что у нас сил на это нет! - во какие мы немощные. Сама же церковь нам и индульгенцию выдает: можно, мол, ребята, не молиться и дальше, и даже не сокрушайтесь по этому поводу, мы вас и от этого освобождаем! Правильно? Сейчас посмотрим на примере. Вот тренер по тяжелой атлетике говорит своему начинающему подопечному: "Ты эту штангу не бери, животик надорвешь, не принесешь себе пользу, а нанесешь вред, но вот тебе двухкилограммовые гантели, потрудись постепенно, и не расстраивайся, что штангу пока осилить не можешь, через годик посмотрим". "Ага," - догадывается сообразительный подопечный, - "раз сразу крутого спортсмена из меня не получилось, как я мечтал (оказывается, вот же беда, много потрудиться надо), что ж, будем оправдывать свое нежелание и лень своей немощью, как тренер и учил. Двухкилограммовые гантели для меня тоже слишком тяжелы. Да и недосуг мне". Ты чувствуешь логический разрыв в рассуждении, читатель? Вот он: раз церковь предупреждает, чтобы я не молился слишком много, чтобы не повредить себе, так я и вовсе молиться не буду: то есть, раз слишком много нельзя, значит можно и вовсе не делать. Вот в этом лукавстве и будем мы, лукавые, уловлены в наше вечное осуждение.

4. Иисусова молитва.

«Упражнение молитвой Иисусовой имеет два главнейших подразделения или периода, оканчивающиеся чистой молитвою... В первом периоде предоставляется молящемуся молиться при одном собственном усилии; благодать Божия... не обнаруживает своего присутствия. В это время страсти, сокровенные в сердце, приходят в движение и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу...».
«Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении.... Далее плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач».
«...во втором периоде благодать Божия являет ощутительно своё присутствие и действие, соединяя ум с сердцем, доставляя возможность молиться непарительно, или, что то же, без развлечения, с сердечным плачем и теплотою; при этом греховные помыслы утрачивают насильственную власть над умом». Но «чтобы достичь второго состояния, необходимо пройти сквозь первое, необходимо выказать и доказать основательность своего произволения, и принести плод в терпении (Лук. 8,15)». «Душою и целью молитвы в том и другом состоянии должно быть покаяние».

Берегись! Берегись повторять Иисусову молитву бездумно, автоматически, как мелодию шлягера, чтобы не приучить себя к словам, не раздумывая над ними, подобно тому, как иные приучили себя к нецензурной брани.

«Не ищи в молитве наслаждений, они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтобы ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтобы оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние».
«Но если в тебе кроется ожидание благодати, — остерегись: ты в опасном положении! Такое ожидание свидетельствует о скрытном удостоении себя, а удостоение свидетельствует о таящемся самомнении, в котором гордость. За гордостью удобно последует, к ней удобно прилепляется прелесть... Прелесть существует уже в самомнении, существует в удостоении себя, в самом ожидании благодати... От ложных понятий являются ложные ощущения. Из ложных понятий и ощущений составляется самообольщение. К действию самообольщения присоединяется обольстительное действие демонов».

свт. Игнатий Брянчанинов

5. Зачем молиться?

А как ты к Богу обращаться собираешься? Ты ведь собираешься к Нему обращаться? Что-то сказать Ему, покаяться перед Ним, в чем-то уверить, поблагодарить в конце-концов? Все это - молитва. Самое слово религия означает "связь", а именно, связь с Богом. Не будет молитвы - не будет религии, не будет связи с Богом. Не будет молитвы - не будет отношений с Богом. Не будет молитвы - не будет самой жизни как таковой, ибо молитва есть ее сосредоточие, поскольку Бог и есть жизнь. Жизнь в прямом смысле, а не в каком-то там переносном. Бог есть и называется природой всех вещей, - твоей природой, природой твоей жизни.

6. Молись.

Только не думай, что ты теперь знаешь о молитве все. Ты не знаешь ее самой. Сейчас ты получил рациональное представление о молитве, не более (но и не менее). Вот представь себе, что речь идет о посещении Эрмитажа, в котором ты никогда не был. Безумно, изучив план Эрмитажа и расписание поездов на Ст.-Петербург, говорить, что ты теперь знаешь что такое Эрмитаж. Напротив, твое знание является знанием об Эрмитаже , а не собственно знанием самого Эрмитажа. Очевидно, что существенно, опытно - ты так ничего не увидел и не узнал. Впрочем, другие-то об этом не знают! - и ты сможешь, подобно автору этой статьи, при случае блеснуть эрудицией, перечисляя залы, экспозиции и даже сможешь посоветовать, как удобнее до Эрмитажа добраться.

см. Молитва частная и молитва общественная.