Успокоившимся

Видео к разделу Успокоившимся


Видео к разделу

крест   logo-textlogo-text  logo-text

Вопрос-ответ.

Некоторые насущные вопросы и советы по их повседневному, практическому решению.

Как часто надо причащаться?

Исходя из всего, что Вы смогли узнать о таинстве Святого Причащения, Вы сами должны решить для себя: как часто я буду приступать к этой Святыне?
В древней Церкви нормой являлось общее причастие за каждой Божественной Литургией. Постепенно, в силу целого ряда причин и обстоятельств, эта норма была забыта и в наше время за каждой литургией причащается лишь служащее духовенство.
Как же надо? В первом послании апостола Павла к Коринфянам, глава 11, мы читаем следующие слова: 26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. 27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. 29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
Апостол советует испытывать себя. Что это значит?
Если человек, подходя к Чаше, чувствует себя достойным Тела и Крови Господних (а как же! - диету соблюдал, правило вычитал), это однозначно указывает на то, что он не готов к принятию Господа и навлекает на себя гнев Божий. По здравому рассуждению, после правила ко Святому причащению, кажется вообще невозможным чувствовать свое достоинство перед лицом страшного Таинства.
Однако без ложной скромности и без горделивого осознания своей праведности, человек должен с покаянием и надеждою на милость Божию приступать ко Святому Причащению.
Как часто? Можно встретить весьма распространенное мнение, что желательно, чтобы человек будет стараться приступать ко Святому Причащению один – два раза в месяц. Польза от этого очевидна. Так как в Русской Православной Церкви таинство Причащения неразрывно связано с таинством Покаяния, то приступая к этим таинствам, человек имеет возможность через покаяние и анализ своей духовной жизни, укрепляемый благодатью Божией, дальше идти к Богу, созидая в себе «подобие Божие».

Что такое пост?

Уж конечно, не диета. Это время усиленного исполнения заповедей Христа. Некоторые и селёдочки в пост не скушают, но соседа или коллегу по работе живьем съедят - и это не пост. Что же пост? Человек является телесно-духовным существом, и устроен так, что если хорошо и плотно поест, то его тянет или поспать, или порезвиться, но никак не помолиться. А питание не совсем досыта (впрочем, к этому скоро привыкаешь, и голода нет) и с исключением определенных видов пищи (как правило, животного происхождения), избавляет нас от сонливости или искушений, облегчая наше тело. Таким образом, физический пост делает возможным исполнение поста истинного, духовного.
Можно ли сделать вывод о том, что главное - это духовный пост, а пост телесный только средство к исполнению главного? Можно, и мы именно этот вывод и делаем. А можно из сказанного предположить, что телесный пост необязателен, надо сразу духовным постом заниматься? Ну, если ты готов рубить дрова без помощи топора, попробуй, конечно, может быть и получится. А благоразумнее будет прислушаться к мнению наших святых. Вот из дневника праведного Иоанна Кронштадсткого, запись за 1908 год, 23 октября: "Видел во сне пред утром двух свиней живых, облепленных тестом, как делают пред Пасхой, - в Великую Пятницу или Субботу. Эти свиньи - ты, чревоугодник".

Что такое молитва? Какой длины должно быть молитвенное правило?

Молитва, если она правильная - это восстановление связи с Богом. Подробнее здесь.

Что такое прелесть?

Прелесть (пре-лесть) - лесть себе в высшей степени. Это конечное заблуждение человека о своей добродетели: я хорош, я прав и баста. Ум человека (не в смысле нус, а в смысле логос), находящегося в прелести, поврежден настолько, что не способен рассмотреть действительное состояние ни свое, ни своего сердца, невосприимчив к аргументам, а все, что противоречит его прéлестному вúдению себя, объявляет ложью. Переубедить или доказать такому человеку уже ничего нельзя по той же причине, почему и дураку нельзя доказать, что он дурак (потому что он дурак). Из состояния прелести человека невозможно вывести другому человеку, а только Господу, и только чрезвычайными мерами: обычно прельщенный так и погибает, сходя во ад.
Это, конечно, определение крайнего, полного состояния прелести, у которой на самом деле много градаций, оттенков, степеней наполнения. В частности, мы все находимся в состоянии прелести, то есть в состоянии мнения о себе и своем добре, но в разной степени. Пока мы способны это осознать - мы еще не погибли. Термин "прелесть" употребляется в отношении христиан, идущих по неверному духовному пути.

Как отличить прелесть от духа искренней, горячей ревности о Боге? Вопрос очень важный, ибо здесь всегда кроется великая опасность для ревностных новичков. Многие погибли в этом искушении, которым искусно пользуется диавол, уловляя в эту сеть преимущественно талантливые, горячие, увлекающиеся натуры. Святые подвижники-писатели в своих аскетических творениях указывают следующие проявления "прелести".

    1. Подвижник, находящийся в прелести, после усердной молитвы, или восторженного чтения слова Божия, или проповеди, или доброго дела вместо ожидаемого покоя и внутреннего мира чувствует непонятное беспокойство и неясные ему сомнения, или раздражение, или осуждение других, вообще внутреннее расстройство, не сопровождающееся, однако, духом самоукорения и покаяния.
    2. Находящийся в прелести часто берет на себя такие подвиги, которые, удовлетворяя его личному вкусу, причиняют только одно огорчение его ближним и возбуждают в них, а затем и в нем самом злобу и ссоры.
      Таковы, например, резкие обличения других с первых же шагов духовной жизни, неумеренный пост, производящий раздражительность, семейные ссоры и т. п.
    3. Находящийся в прелести услаждается обыкновенно не содержанием молитвы, а только ее продолжительностью, видя в ней доказательство силы своей воли и взирая на молитву как на заслугу пред Богом, вопреки словам Христовым.
    4. Находящийся в прелести, считая себя выше церковной нормы, горделиво измышляет самовольные подвиги и собственные правила "для молитвы. Известно, что лукавый враг, когда обольщает ревностных послушников, то именно через внушение им больших, но самочинных молитвенных правил вместо положенных старцем. Бывает, что к таким подвигам является особенное беспримерное усердие, но оно поддерживается не чистою совестью, а тонким помыслом гордыни.

Внимание, важно. Эти признаки даны не для того, чтобы ты выносил суждения о том, что всякий, кто больше тебя молится или постится, находится в прелести. А для чего? Для слежения за собой, за своим "естественным уровнем" прелести.

Как часто надо ходить на службу?

К сожалению, надо полагать, что истинная подоплека вопроса такова: насколько редко можно ходить в храм, и чтоб тебе за это ничего не было. Что же, 80-е правило Шестого Вселенского собора гласит: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде (т.е. в таком месте, где есть храм), в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения.

Можно ли принимать ИНН?

ИНН - это основа подушевого учета населения. Поэтому ничем принципиальным ИНН от паспорта не отличается. Господь Иисус Христос со Своею Пречистою Матерью и праведным Иосифом прошел перепись населения - с этого начинается евангельская история. ИНН предназначен для учета движения твоих денежных средств, это такое число, без которого вскоре будет "ни продать, ни купить" (Откр.13:17), но это всего лишь социальное рабство, не имеющее отношения к христианской духовной жизни. Поэтому вопрос об ИНН не имеет сотериологического смысла и не означает принятие антихриста.