Сомневающимся
Видео к разделу

крест   logo-textlogo-text  logo-text

Свобода. Добро и зло. Неотносительность морали.

Здесь ты узнаешь,
- противоречит ли понятие свободы воли научному мировоззрению;
- что добро и зло - не разные проявления одной и той же силы, но имеют разные основы и неравноправны;
- что мораль не служанка потребности.

Свобода.

Свобода - многозначное слово. Опытные софисты постоянно манипулируют многозначностью этого слова для достижения своих целей. Самый безобидный пример - реклама. "Сигареты Bond сделают тебя свободным!" на фоне господина в костюме с пистолетом, обнимающего очаровательную фотомодель. В этом примере предлагается подражение супермену, обладающему многими красивыми женщинами, а свободным ты сможешь себя вообразить, если будешь курить то же, что и агент 007. Надо же, бред какой. А как же все обстоит на самом деле? Что такое свобода?

  • Социальная свобода - то, что обычно мы и привыкли понимать под свободой вообще: свобода вероисповедания, свобода слова, передвижения, действий, свободы личности и прочие свободы, сейчас называемые демократическими. Эти свободы ограничены существованием других людей - ты можешь реализовывать свою социальную свободу, покуда она не ущемляет свободу других.
  • Метафизическая свобода - способность человека начинать новое состояние Вселенной, не зависящее от ее предыдущих состояний. Это означает, что если вся остальная, помимо человека, материя, необратимо подчинена причинно-следственным связям, и всякое состояние материи может быть выведено из предыдущего при достаточно полной информации и знании причинно-следственных законов, то с человеком все не так. Человек умеет творить - создавать то, чего раньше не было, и что ничем не обусловлено, а часто появляется даже вопреки имеющимся предпосылкам. И пусть человек творит не из ничего, как Бог, а из имеющегося в наличии вещества (энергии, информации), но это истинное творение - новые состояния вселенной, доселе не существующие и не обусловленные её предыдущими состояниями. Человек недетерминирован.
  • Свобода воли - это свобода выбора между добром и злом. Это способность человека, вне зависимости ни от чего, склонять свое свободное произволение ко злу или к добру.
  • Свобода от греха - самое полное, христианское, всеобъемлющее понятие свободы. Грех имеет притягательную силу для человека. Поддавшись греху один раз, человек со временем ищет его вновь и вновь, и не успеешь оглянуться, как вся жизнь превращается в служение греху, в работу ради обеспечения возможности согрешить.

Необходимо помнить о семантической поливариантности слова "свобода" и не смешивать различные его значения. Это просто разные вещи.

Добро и зло.

В голову современного человека крепко-накрепко вбито, что добро и зло - это две разные силы. И даже более того, может быть не существует ни добра, ни зла, а есть лишь различное проявление более общей, безличной силы, ни злой, ни доброй. Мол, ни добра ни зла не существует, есть только некая высшая сила и её проявления, которым человеческое сознание придает эмоциональную окраску добра или зла.

Наверняка, уважаемый читатель, нечто подобное думаешь и ты. Теперь мы просим ознакомится с христианской позицией по этому вопросу. Очень важно удержать эту позицию в голове, увязать её с вероучительными истинами Православия и сверить все вместе с наблюдаемой действительностью.

В мире существует только добро. Только добро является силой. Зло же - не имеет самостоятельного существования, а является лишь мерой отступления от добра. Зло, как паразит, не может существовать самостоятельно, оно не имеет собственной сущности, оно - бессущностно. Зло подобно болезни, которая не имеет самостоятельного существования, но проявляется как такие изменения в здоровом организме, когда мы говорим - заболел. Нет организма - нет и болезни. Как есть переносчики (возбудители) болезни, так есть и переносчики, возбудители зла. Но об этом в иных частях сайта. Это, как говорится, совсем другая история.
А зло - это паразит, даже не симбиот. Ибо симбиот сосуществует для жизни, а паразит, вирус, просто убивает. Зло существует за счет добра, паразитируя на нем.
Итак, зло - это отсутпление от добра и не имеет собственного онтологического существования. Как нам понять, а не ровно ли наоборот обстоит дело? А просто проверить практикой. Понаблюдать за действительностью. Там, где зло торжествует окончательно, повышается энтропия, замедляются и останавливаются процессы, прекращается жизнь. С прекращением жизни исчезает и зло, так как ему больше не на чем паразитировать. Так вирус, безсмысленно перестраивая клетки своего носителя, лишая их жизненных функций, превращая их в производителей таких же как и он, вирусов, истощает жизнь в организме, ведет к его гибели и погибает (прекращает существование) сам.

Неотносительность морали.

Приступая к этой части статьи, автор вздыхает: еще никогда ему не приходилось истытывать столько противодействия, как при попытке высказать православное понимание этого вопроса. Просим тебя, уважаемый читатель, проявить ангельское терпение. Как сами мы преступники морали, так и имеем жгучее желание, чтобы её, морали, не существовало. Квинтэссенция этого нежелания содержится в знаменитой фразе "Мораль (нравственность) - служанка потребности".
А почему нам не хочется ощущать себя преступником? Совесть. Она, подлая, мешает нам творить своехотение, и мы изобретаем различные теории, чтобы обмануть и убаюкать совесть, перестать слышать её голос, а через это комфортно попасть в рабство греху. Доходит до безумного: социалдарвинисты, исходя из того, что общественная жизнь возможна лишь в условиях нравственности, делают последнюю функцией общества. Это ли не смешно, не безумно? Объявить условие существования социальной структуры её производной? Только не так все на самом деле.

Начнем с простого наблюдения - дух творит себе форму. Кажется, никто еще, находясь в здравом уме, этот тезис не оспаривал. Да не смутит нас, что и форма влияет на дух - человек не только духовное, но духовно-телесное существо.
Более трёх тысяч лет тому назад Господь Бог через пророка Моисея на горе Синай обратился к человеку, дав ему твёрдые духовные и нравственные основания жизни в виде десяти кратких заповедей, вошедших в историю как Декалог. Это была мера нравственности Ветхого Завета.
Тысячу лет спустя Господь в нагорной проповеди лично развил эти заповеди до высшего предела, обратив и сконцентрировав их на внутреннем состоянии личности. Это стало мерой нравственности Нового Завета.
Мало того, Бог показал личный пример выполнения Своих заповедей. И был убит. Однако человечеству были переданы чёткие нравственные критерии, на которые в дальнейшем стала опираться практически вся мировая этика.

Спрашивается, а зачем Бог это делал? Оказывается - по любви. Вселенная сотворена таким образом, что в ней существует четкая иерархия законов, управляющих бытием материи. Нарушение главного духовного закона первородным грехопадением повредило всю структуру Вселенной, волна искажения прокатилась по всем законам: духовным, нравственным, физическим и достигла живой и неживой материи. Оказались поврежденными законы жизни и существования - во Вселенной появились: смерть, тление (и мера для тления - время) и пищевая цепочка (когда для того, чтобы жить, надо убивать).
Закостеневая в нарушении духовных законов, человек усугубляет разрушение окружающего мира и гибнет вместе с ним сам, гибнет в первую очередь - идя во главе и являясь причиной разрушительного процесса. А Господь желает нашего спасения.

В то время как общество, любящее грех и стремящееся к нему, низводит мораль до служанки потребности, православная традиция не устает напоминать, что законы нравственности - основа бытия не только человеческого в частности, но и материального вообще.

И в заключение коротенькая словарная статья. «Нравственное помешательство — психическая болезнь, при которой моральныя представления теряютъ свою силу и перестаютъ быть мотивомъ поведения. При нравственномъ помешательстве человекъ становится безразличнымъ къ добру и злу, не утрачивая, однако, способности теоретическаго, формальнаго между ними различения». (Энциклопедический словарь Ф.Павленкова. С.-Пб., 1905.).